Ярослав Бутаков (butakow) wrote in ist_freaks_ru,
Ярослав Бутаков
butakow
ist_freaks_ru

Categories:

"Нравственный образ истории" Михайлова для петербургских депутатов

Точнее - изнасилование истории на деньги петербуржцев
http://russiaforall.net/material.jsp?matid=749

Историк Ярослав Бутаков уже писал на нашем ресурсе о сочинениях псевдоисторика Валерия Шамбарова. Однако сочинения Шамбарова по крайней мере не рекомендовались в качестве исторических пособий для администрации. В Санкт-Петербурге же складывается другая ситуация...

«Экстремизм» за средства налогоплательщиков

В конце июня прокуратура Санкт-Петербурга по заявлению депутата Законодательного собрания северной столицы Максима Резника начала проверку книги некоего Юрия Михайлова «Нравственный образ истории» на предмет наличия в ней экстремизма. Казалось бы, что тут такого? Что только в наше время не проверяют на «наличие экстремизма»! Но загвоздка в том, что ранее на закупку 840 экземпляров этого издания администрация губернатора Петербурга потратила 250 тысяч рублей из бюджета субъекта федерации.

Заявление М. Резника имело предысторию. Ещё в феврале губернаторская администрация запланировала приобрести, в числе прочего, кроме названной книги, также трехтомник «Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» за 1,2 млн. руб. и 18 томов сочинений церковного писателя начала ХХ века Евгения Поселянина за 3,5 млн. руб. Естественно, за бюджетные средства. Все эти закупки производятся по просьбам общественных организаций, в частности, таких, как Петербургская митрополия РПЦ и Российский институт стратегических исследований (РИСИ; базирующийся, вообще-то, в Москве, а не в Петербурге). Совершенно непонятно, почему на нужды указанных организаций тратятся большие средства из государственного бюджета. Лучше бы, как справедливо заметил депутат Резник, администрация северной столицы потратила такие деньги на закупку учебников для средних школ.

Но самое любопытное даже не в этом, а в том, что указанные книги планировалось использовать для исторического «просвещения» депутатов Законодательного собрания Петербурга и чиновников губернаторской администрации. Особенно книгу «Нравственный образ истории». Примечательно, что Санкт-Петербургский институт истории РАН уже провёл экспертизу этой книги. По его оценке она безграмотна с научной точки зрения и является расистской в плане пропагандируемых идей. Как сообщила доктор исторических наук Ирина Левинская, означенная книга «православного историка» представляет собой «жгучую смесь из начетничества и безграмотности, замешанную на расизме и национализме».

Сказания про готских эльфов

Что же такого написал никому, кроме узкого круга лиц из петербургской епархии и РИСИ, неизвестный историк, имя которого передают то как Юрий, то как Георгий? Уже в предисловии мы читаем: «Мы славяне, словене, росы, славнии алане, великие ваны, Иваны. Православие и правда, слава и слово, для нас понятия единые. В том случае, конечно, если мы те Иваны, которые помнят своё родство, своё происхождение от праотцев Иавана, Иафета, Ноя... Адама, и то, что язык славянский из всех наречий мира есть самый близкий к единому праязыку человечества, на коем все Адамовы дети говорили до Потопа, до Вавилонского смешения, до разделения племён и рас. Мы народ Богоносец, правильно славящий Бога, и даже птичка певчая у нас издревле называлась — славий (соловей)».

Не берусь судить, есть ли здесь «экстремизм», но в плане исторического знания — полный бред. Правда, автор уверяет нас, что «текст опирается на источники авторитетные, хотя во многом противоречивые, как, собственно, и водится в науке». Остаётся нерасшифрованным, что для него является «авторитетным источником» при освещении истории. Ведь для кого-то и Библия — самый авторитетный источник при описании естественной истории Вселенной...

Дальше нас потчуют выдуманной автором, не опирающейся ни на какие научные исследования, «историей», привязывающей библейское предание о расселении потомков сыновей Ноя к отдельным историческим фактам. Чтобы читатель мог составить примерное представление о «научности» данного сочинения и стиле его автора, приведу в пример ещё один абзац: «Все они, и скифы, и сарматы, и готы, именовались тогда азами, асами, альфами (первыми, белыми, высокими). Азы‑персы и мидяне заняли Переднюю Азию, завоевали Палестину и Египет. Азы‑скифы, изгнав киммерийцев, захватили Крым, Причерноморье, Северный Кавказ, откуда совершали набеги на Малую Азию, Сирию, вплоть до Вавилона. И тогда же, в I тыс. до Р. Х., азы‑сарматы, во главе всех германцев, через южные степи хлынули в Европу, сметая с пути скифов, кельтов и тесня праславян (венедов, вендов, венетов), уже обосновавшихся тогда на Западе, в Венеции, в Дунайской Вендоборе (будущей Вене), в прибалтийской Венутии. Ибо ваны, носители древней культуры и самый многочисленный из арийских народов, уже в III‑II тыс. до Р. Х. успели распространиться от Вислы и Одера на Западе до Енисея на Востоке, от Белого и Балтийского морей на Севере до Причерноморских и Донских степей на Юге».

В качестве сказки, вроде расселения эльфов у Толкина, это ещё сгодится (хотя, в отличие от «Сильмариллиона», явно не блещет литературными достоинствами). В качестве книги для депутатского и чиновничьего исторического ликбеза... Что ж, тут одно из двух. Или эти люди настолько безграмотны в истории, что для них сочинение Михайлова содержит некие откровения, или же их самих водят за нос, убеждая дать бюджетные деньги на чепуху, полагая, что сами они никогда не заглянут в эту книжку, чтобы узнать, что там написано.

Славяне это гунны, а гунны это арийцы

Написанное же в книге далее представляет, в значительной степени, пересказ словами автора (не стану утверждать категорически, что это плагиат) популярной в малообразованной среде книги А. В. Нечволодова «Сказания о русской земле», четыре тома которой были изданы в 1913 году. Показательно, что повествование заканчивается избранием Михаила Романова на царский трон в 1613 году — как и у Нечволодова. Собственно, вся концепция книги, начинающей русскую историю с расселения «арийцев — потомков Яфета», заимствована оттуда. Взяты оттуда и отождествление гуннов со славянами (для этой точки зрения ещё оставались какие-то шансы сто лет назад, но сейчас она полностью опровергнута), и восхищение деятельностью Ивана Грозного (с отрицанием фактов массовых расправ и казней), и вся трактовка русской истории как борьбы с иноверцами, столетиями пытавшихся совратить «святую Русь». Впрочем, последний сюжет — «бродячий» для сочинений подобного рода.

Надеюсь, читатели, осилившие ранее приведённые цитаты, простят мне, что я не стал подробно разбирать дальше сказания «историка» Михайлова. Полагаю, можно не опасаться, что «Нравственный образ истории» побудит кого-то к экстремистским акциям. Для усвоения этой книги требуется особый строй мысли. Хотя, учитывая время от времени раздающиеся требования запретить классику, вроде Бхагават-гиты или «Лолиты» В. Набокова, можно считать небесполезной тревогу по поводу «экстремизма» в отношении книги Михайлова. Чисто для соблюдения баланса.

Но главное здесь, впрочем, — не в идеологии национальной и религиозной исключительности, которая хоть и сочится со страниц «Нравственного образа истории», однако выражена в форме скорее отталкивающей, чем привлекающей потенциальных адептов. Главное — в том, почему на такое безнравственное изнасилование исторической правды тратятся деньги налогоплательщиков?

Происходящее, возможно, имеет отношение к созданию в недалёком будущем нового канонического «Краткого курса» истории или же к этическим идеалам православного губернатора северной столицы, но пока больше напоминает адресную поддержку конкретного автора, за которого перед Петербургской администрацией просили заинтересованные организации (см. выше). Так что, вероятно, было бы уместнее просить прокуратуру расследовать, не имела ли здесь место попытка распила или отмывания незаконно присваиваемых бюджетных средств. Это, несравнимо, банальнее, но гораздо конкретнее любого «экстремизма». Пишут, правда, что администрация С.-Петербурга отложила окончательное решение по приобретению означенной книги. Что же, поживём — увидим.
Tags: Древняя Русь, фрик-новинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments